Пресса о нас

В людях растет несостоятельность

Жители Черноземья стали чаще заявлять о самобанкротстве

С начала 2022 года в Черноземье значительно выросло количество признанных банкротами граждан. По данным ЕФРСБ, за девять месяцев увеличение числа признанных несостоятельными жителей достигло 62% в Курской области, динамика других регионов несколько ниже. Одновременно возросло число поданных исков о самобанкротстве, которые суды окончательно рассмотрят уже в 2023-м. Эксперты считают, что динамика банкротств становится репрезентативным показателем ухудшения финансового положения россиян и роста безработицы.

Три квартала 2022 года в Черноземье продолжался рост числа признанных банкротами физических лиц и индивидуальных предпринимателей, свидетельствуют данные Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ, «Федресурс»). Динамика соседних регионов при этом стала достаточно неравномерной.

За этот период заметнее всего количество граждан, в отношении которых арбитражный суд ввел процедуру реализации имущества (в этот момент физлицо официально признается банкротом), увеличилось в Курской области. За январь–сентябрь 2021-го здесь обанкротился 1 181 человек, а за аналогичный период нынешнего года — 1 907, что на 62% больше. Следующей по динамике идет Тамбовская область. Там за девять месяцев банкротов стало больше на 55%, с 743 до 1 151 человека. Оба этих региона показывали наибольшую динамику банкротств на протяжении всего 2022 года).

В других регионах Черноземья количество банкротств среди физлиц тоже росло, но менее заметно — не более 30%. 29% составила динамика в Воронежской (1 777 банкротов вместо 1 384 за аналогичный период 2021-го) и Орловской (565 вместо 439) областях. В Липецкой области показатель за три квартала вырос на 26%, с 1 378 до 1 741 банкрота. Он показал увеличение к крайне высокой базе 2021 года. Тогда с учетом рассмотрения в 2021-м исков, фактически поданных за первый год пандемии, количество банкротств в области выросла сразу в два с половиной раза.

Наименьшую динамику за этот период продемонстрировала Белгородская область — 22%, с 2 421 до 2 947 случаев. При этом Белгородчина, по данным ЕФРСБ, уже не первый год остается антилидером в Черноземье по абсолютному числу граждан-банкротов.

Количество внесудебных банкротств (с долгами от 50 до 500 тыс. руб., когда решение принимает не арбитраж, а сотрудник МФЦ на основании постановления судебных приставов об окончании исполнительного производства), напротив, остается в Черноземье небольшим. По данным ЕФРСБ, за январь—сентябрь 2022 года в Белгородской области было 96 таких случаев, в Воронежской — 54, в Курской — 73. В Липецкой области за этот период было зарегистрировано 74 случая завершения внесудебного банкротства физлица, а в Орловской и Тамбовской — лишь по 12.

В 2022 году выросло число поданных исков о самобанкротстве, но в статистику этого года они не входят, потому что окончательные решения по ним будут приняты только в следующем году. К примеру, в сентябре, когда еще действовал мораторий на подачу таких требований к компаниям, арбитражный суд Воронежской области получил почти 400 заявлений о банкротстве одних лишь физлиц. В большинстве случаев истцом выступал сам должник, поэтому под мораторий эти случаи не попадали. Годом ранее арбитраж получил за сентябрь меньше 300 исков о банкротстве и физлиц, и компаний.

Эксперты отмечают, что статистика пока отражает в основном решения по искам, поданным в 2021 году. О количестве введенных судом процедур реализации имущества физлиц, решившихся на банкротство уже в 2022-м на фоне военной операции на Украине и санкций, можно будет объективно судить только в середине следующего года, полагает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. «Большая часть банкротных процессов — это пока эхо 2021 года. О том, как конъюнктура будет изменяться в 2023-м, судить достаточно сложно, поскольку ситуация, в которой находится экономика и общество сейчас, является во многом беспрецедентной»,— считает он.

Руководитель практики имущественных и обязательственных отношений юридической фирмы Amulex.ru Галина Гамбург тоже фиксирует рост числа подаваемых заявлений. «Это можно объяснить в основном сложной экономической ситуацией, уменьшением доходов и увеличением закредитованности населения»,— говорит она.

«Та статистика банкротств, которую мы видим в 2022 году, ужасает, поскольку большую часть года действовал мораторий на возбуждение дел по заявлению именно кредитора. Получается, что на сегодняшнюю динамику даже не влияли заявления банков, которые мы во множестве видели в прошлом году»,— отмечает адвокат, партнер ООО «Правовая группа» Владимир Шалаев.

  • Гендиректор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко объясняет рост числа исков в течение 2022 года «прямым влиянием ухудшения общей финансово-экономической ситуации в стране, начиная еще с пандемии». По ее мнению, динамика банкротств физлиц в сегодняшних условиях становится индикатором «ухудшения финансового положения населения и роста числа безработных, в том числе в связи с уходом с рынка многих иностранных компаний».