Пресса о нас

Пандемия довела до банкротства

В Петербурге в этом году количество корпоративных банкротств выросло на четверть, опередив по динамике роста Москву

Количество корпоративных банкротств в Петербурге за первые три месяца этого года по сравнению с тем же периодом 2021 г. выросло на 24,3%, следует из данных Единого федерального реестра «Федресурс». В этом году в городе 220 компаний были признаны банкротами.


Петербург оказался вторым после Москвы по количеству сообщений об открытии конкурсного производства в отношении юлиц. На город пришлось около 8,5% всех банкротств в стране. По динамике прироста новых случаев в январе-марте Северная столица опередила Москву. Там за первый квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество банкротств выросло на 18,4% до 533 случаев. В целом по стране за тот же период прирост составил 6,4%.

По словам управляющего партнера Impravo Максима Борисова, всплеск банкротств в Петербурге в январе-марте можно объяснить тем, что 7 января 2021 г. истек срок предыдущего моратория на банкротства, введенный из-за пандемии. Чтобы возбудить дело о банкротстве, как правило, нужен вступивший в силу судебный акт о взыскании задолженности. «Как раз 7 января кредиторы начали подавать в суды исковые заявления к своим должникам, отсуживать задолженности, к ноябрю-декабрю они получали судебные акты, и в I квартале 2022 г. заявляли на банкротство», — поясняет Борисов.

Еще одной причиной всплеска банкротств, по его мнению, могло стать завершение действия ключевых мер господдержки. Не все компании самостоятельно смогли справиться с пандемией и накопили долги. «Как раз в конце 2021 — начале 2022 гг. у нас закончились все возможные меры господдержки, которые были приняты в связи с пандемией. Предприятия брали кредиты, но не все смогли справиться с нагрузкой», — поясняет юрист.

Генеральный директор Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерия Герасименко напоминает, что в Петербурге, в отличие от Москвы и Московской области, ковидные ограничения были жестче и действовали дольше. «Например, требования о предъявлении QR-кодов в общественных местах, в том числе в ресторанах, были сняты в Петербурге только месяц назад, что не могло не отразиться на экономике сферы развлечений», — поясняет она.

В то же время партнер юридической фирмы Ru.Courts Алексей Агеев не видит явных причин того, почему по динамике роста новых банкротств Петербург опередил Москву. «Расхождение в цифрах между Петербургом и Москвой не так велико — порядка 5 п. п. в пользу Петербурга, — чтобы говорить о какой-то уникальной петербургской ситуации. Возможно, кредиторы московских должников просто оказались более расторопными», — говорит он. Борисов тоже считает, что в целом по итогам года Москва опередит Петербург по всем показателям.

Руководитель «Федресурса» Алексей Юхнин напомнил, что с 1 апреля в России ввели новый мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов. Он будет распространяться на юрлиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Он прогнозирует, что в дальнейшем тенденция по росту числа банкротств благодаря мораторию пойдет на снижение. Однако юристы, напротив, уверены, что после завершения моратория стоит ждать нового всплеска банкротств.

«Очевидно, что проблемы бизнеса никуда не денутся, и вряд ли их удастся решить за полгода. Поэтому после отмены моратория кредиторы станут банкротить как тех должников, которых хотели до объявления моратория, так и тех, которые стали несостоятельными в период его действия. В этой связи стоит ожидать скорее «прорыва плотины» количества банкротных процессов, чем спокойного течения», — говорит Агеев.

Герасименко подчеркивает, что в этот раз мораторий не ограничен перечнем отраслей экономики и носит всеобщий характер. «Я бы исходила из того, что в этот раз всплеска банкротств ожидать стоит. Как минимум по числу банкротств физических лиц», — добавила эксперт.

Борисов тоже отмечает, что в первый месяц после завершения моратория будет новый всплеск заявлений о банкротстве. «Но не стоит исключать, что за этот период часть должников могут найти деньги и расплатиться по долгам», — отмечает юрист.