Пресса о нас

«Хозяин» чужих денег. Чем занимается арбитражный управляющий?

Банкротство для бизнеса — ситуация неприятная, нервная. Прибегают к ней тогда, когда дела совсем плохи — продажи упали, кредиторы замучили. Приходится «скрести по сусекам» — снимать со счетов последние деньги, распродавать имущество. Вот тогда на помощь приходит «государственный человек» — арбитражный управляющий. О специфике этой далеко не всем знакомой профессии обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Михаил РУТМАН расспросил генерального директора Союза арбитражных управляющих СРО «Северная столица» Валерию ГЕРАСИМЕНКО.


 — Поясните, пожалуйста, Валерия Вячеславовна, для непосвященных читателей, что это за должность такая — арбитражный управляющий? Как им становятся?

— В принципе этот статус может получить любой гражданин РФ, имеющий соответствующее образование и ставший членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). Подробный список их членов с указанием контактных данных и перечнем банкротных дел размещен на сайте Федресурса и сайтах самих СРО. Правом определять СРО или арбитражных управляющих наделены (за некоторыми исключениями) заявитель по делу о банкротстве и собрание кредиторов. Утверждение же человека на эту должность в связи с конкретной процедурой банкротства производит арбитражный суд.

— Вероятно, такое назначение предполагает особую ответственность — ведь человек фактически начинает распоряжаться чужим имуществом!

— Да, действительно, этот статус подразумевает, кроме прав, также и большой объем обязанностей. Их состав меняется в зависимости от той или иной процедуры банкротства. Таковых закон предусматривает четыре, но используются в основном две: наблюдение и конкурсное производство. Соответственно, арбитражный управляющий именуется временным или конкурсным.

В процедуре наблюдения одной из основных задач является подготовка анализа финансового состояния должника и выводов о возможности восстановления его платежеспособности. А уже на стадии конкурсного производства арбитражный управляющий начинает исполнять в том числе и полномочия руководителя должника, включая ведение всей финансовой и хозяйственной деятельности. Помимо этого он ответственен за созыв и проведение собраний кредиторов. В его обязанности входит также инвентаризация, оценка и пополнение конкурсной массы, обеспечение ее сохранности и последующая реализация на торгах, привлечение к субсидиарной ответственности руководителей компании-должника либо тех, кто обогатился за ее счет.

— Что, на ваш взгляд, привлекает людей в этой профессии?

— Прежде всего высокий уровень ее значимости для экономики и социальной сферы в целом, возможность стать специалистом в различных отраслях. Думаю, для человека с деловыми амбициями, желающего реализовать свои профессиональные и даже в какой‑то степени творческие возможности, расширить кругозор, она крайне интересна. Кроме того, эта работа дает возможность помогать людям и находить справедливые решения в отношении каждой из сторон финансового спора.

— Может быть, здесь есть возможность хорошо заработать?

— К сожалению, таких гарантий никто дать не может. Размер вознаграждения, положенного арбитражному управляющему, составляет всего 30 тысяч рублей в месяц. Эта сумма не менялась уже более 10 лет. Но в большинстве случаев у находящихся в процедуре банкротства должников нет денег для выплаты даже этого вознаграждения. И арбитражный управляющий вынужден не только работать без оплаты, но еще и финансировать за свой счет работу привлеченных специалистов (юристов, бухгалтеров и т. д.), а также оплачивать охрану имущества. Конечно, он может обратиться с соответствующей просьбой к кредиторам. Но они, как правило, соглашаются на финансирование неохотно, так как банкрот уже должен им денег и у них нет желания тратить еще.

Законом, правда, для арбитражного управляющего предусмотрено итоговое вознаграждение, которое определяется в зависимости от процента погашения требований кредиторов. Но оно выплачивается в конце процедуры, и его размер на входе сложно прогнозируем. Да его зачастую вообще не бывает.

— Можно предположить, что эта работа ко всему прочему и достаточно нервная…

— Безусловно. Когда должник признается банкротом, арбитражный управляющий попадает в ситуацию, скажем так, полного недовольства со всех сторон. Нередки также случаи мошеннических действий, в том числе фиктивного или преднамеренного банкротства, незаконного вывода активов. Предприниматели используют эти возможности, чтобы скрыть свой реальный доход и уклониться от выплаты налогов и долгов кредиторам. В подобных случаях арбитражному управляющему приходится обращаться в правоохранительные органы.

Также зачастую должники не идут на контакт с арбитражным управляющим и уклоняются от предоставления информации, необходимой для его эффективной работы. В связи с этим он вынужден истребовать доказательства через суд, что влечет затягивание процедуры банкротства.

— Какими законами регламентируется эта деятельность? Соответствуют ли они тенденциям развития современной экономики?

— Надо сказать, что в процессе своей работы арбитражный управляющий имеет дело с множеством нормативных актов: АПК, ГК и ГПК, УК и УПК, законами о бух­учете, ­аудите, оценке, а также иными законами и подзаконными актами в зависимости от профиля деятельности банкрота.

Однако основным для него, конечно, является Закон о банкротстве. К сожалению, он постоянно корректируется, что вносит в работу арбитражных управляющих дополнительные сложности.

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится два законопроекта о внесении изменений в данный закон. Один подготовлен Национальным союзом профессионалов антикризисного управления, второй — так называемый мегапроект — Министерством экономического развития.

Стоит отметить, что последний профессиональным сообществом воспринят весьма критически. На него также подготовлено уже несколько отрицательных заключений Государственно-правовым управлением президента РФ. Против выступают и банки как основные кредиторы, а также Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, «Опора России» и другие.